Когда и кому турфирмы обязаны предоставлять персональные данные туристов?

Когда и кому турфирмы обязаны предоставлять персональные данные туристов?

442
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Вопросы о том, в каком случае турфирма должна предоставлять правоохранительным органам персональные данные своих клиентов, когда компания имеет право отказать, и что грозит за неисполнение требований должностных лиц, в последнее время звучат все чаще и чаще. На этом фоне редакция TRN обратилась к ведущему юристу компании «Байбородин и партнеры» Владимиру Казаку с просьбой рассказать о всех нюансах, возникающих в подобных ситуациях.

 

 

Что такое персональные данные, и кто имеет право их запрашивать?

 

По словам эксперта, в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 (в действующей редакции), персональные данные — это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Таким образом, любая информация о клиентах турагента и туроператора, а также лицах, в интересах которых клиент приобрёл туристические услуги, попадает под определение «персональные данные».

В соответствии ФЗ «О персональных данных», операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В свою очередь право на направление официальных запросов, содержащих требования о предоставлении персональных данных туристов, имеют следующие государственные органы:

  • органы федеральной службы безопасности;
  • прокурор;
  • сотрудники Следственного комитета;
  • сотрудники полиции

 

 

Согласно ФЗ «О федеральной службе безопасности», органы федеральной службы безопасности имеют право получать на безвозмездной основе от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен запрет на передачу такой информации органам федеральной службы безопасности.

В соответствии с ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения коммерческих организаций, в том числе, турагентов и туроператоров, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений.

«При этом необходимо иметь в виду, что вышеуказанные полномочия предоставлены прокурору, а не сотрудникам прокуратуры. Все запросы, поступившие в адрес турфирмы из прокуратуры, должны быть подписаны прокурором, а не иным сотрудником прокуратуры», — подчеркивает Владимир Казак.

Также, по словам юриста, право на получение личных данных туристов имеет сотрудник Следственного комитета при осуществлении процессуальных полномочий, возложенных на него УПК РФ, а также сотрудники полиции при расследовании уголовных дел и в связи с находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции.

«На основании вышеуказанных норм права правоохранители и направляют в организации запросы о предоставлении документов и информации, в том числе запросы на предоставление персональных данных туристов. При этом надо понимать, что, как и любой иной правоприменительный акт, который предусматривает выполнение каких-либо обязанностей, запрос информации должен обладать двумя свойствами — законностью и обоснованностью. Законность предполагает, что требование о предоставлении документации должно быть основано на нормах закона, которые наделяют сотрудников правоохранительных органов правом запрашивать документацию (обозначены выше). Обоснованность заключается в том, что в запросе должны быть указаны конкретные фактические обстоятельства, наличие которых позволяет сделать вывод о том, что запрашиваемые документы и информация действительно необходимы для всестороннего и полного расследования уголовного дела или проведения проверки. Эти два компонента вместе делают требование силовиков обязательным для исполнения и, соответственно, влекут за собой ответственность за игнорирование запроса. На практике чаще всего надлежащая мотивировка требований отсутствует. Сотрудники правоохранительных органов убеждены в том, что если закон предоставляет им право запрашивать документы и информацию, то какая-либо дополнительная аргументация в данном случае не требуется», — говорит Владимир Казак.

Как должен выглядеть официальный запрос?

 

 

По словам ведущего юриста компании «Байбородин и партнеры», направляя запрос в организации, сотрудники подразделений полиции и ФСБ, во-первых, должны указать правовые нормы, предоставляющие им право запрашивать документацию. Тогда запрос будет обладать свойством законности. На практике эти правовые нормы содержатся в текстах запроса в большинстве случаев.

Во-вторых, что самое важное, в качестве фактического обоснования должна быть указана следующая информация:

  • номер и дата учёта преступления в КУСП (книге учета сообщений о преступлениях). Эта информация свидетельствует о том, что правоохранители действительно проводят проверку, а не запрашивают документацию, руководствуясь какими-либо иными (порой не всегда законными) мотивами;
  • в запросе должно быть указано, по каким фактам проводятся проверочные мероприятия. Данная информация позволяет оценить, действительно ли требование о предоставлении персональных данных туристов относится к предмету проверки;
  • в тексте запроса должна содержаться информация о том, как запрашиваемая документация связана с предметом проверки.

«При одновременном наличии этих компонентов, запрос можно считать действительно законным и обоснованным. К сожалению, на практике правильно обоснованные запросы встречаются крайне редко. Если информацию о номере и дате КУСП силовики почти всегда указывают, то разъяснение фактов, по которым ведется проверка и тем более то, как запрашиваемая документация относится к ее предмету, отсутствует практически всегда», — сказал Владимир Казак, уточнив, что при проведении анализа текста запроса необходимо иметь в виду, что направление запросов возможно лишь при наличии установленных законом оснований, к числу которых, например, просто осуществление оперативно-розыскной деятельности (при отсутствии расследуемых уголовных дел и зарегистрированных в установленным порядке заявлений и сообщений о преступлении) не относится.

То есть ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» не допускает сбора, хранения и использования информации, в том числе персональных данных туристов, если это не связано с выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений, а также выявлением и установлением лиц, их подготавливающих или совершивших.

«Таким образом, если запрос не содержит необходимых для ответа на него сведений, не является мотивированным и объективно не позволяет турагенту или туроператору однозначно определить основания законности и необходимости получения запрашиваемых персональных данных туристов, имеются вполне законе основания воздержаться от их предоставления. В таком случае при подготовке ответа необходимо указать сотрудникам правоохранительных органов на недостатки запроса с просьбой надлежащим образом обосновать свои требования. Предоставление документов в таких случаях может привести к негативным последствиям, так как мотивы направления запроса могут быть самыми разными», — подчеркнул юрист.

Ответственность за не предоставление туроператором и турагентом персональных данных туристов правоохранительным органам.

 

 

Кодекс об административных правонарушениях, по словам Владимира Казака, закрепляет два случая, когда турагенты и туроператоры могут быть привлечены к ответственности за отказ от представления документов и персональных данных туристов.

В соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в государственный орган, осуществляющий контроль информации в неполном объеме или в искаженном виде, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

«Эти санкции применяются за непредставление документов и информации , если запрос в компанию поступает на этапе доследственной проверки, до возбуждения уголовного дела. В соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ, умышленное невыполнение законных требований прокурора, или иного должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Эти санкции применяются за непредставление документов и информации (персональных данных туристов), или при получении запроса после возбуждения уголовного дела, или при проведении прокурорской проверки», — рассказал эксперт.

 

Сообщать или не сообщать туристу о поступлении запроса?

 

 

Как пояснил эксперт, в Федеральном законе «О персональных данных» отсутствуют нормы, обязывающие турагента или туроператора, извещать туриста о поступлении запроса от правоохранительных органов, в котором содержатся требования предоставить персональные данные туристов. «Известить туристов о поступлении вышеуказанного запроса это право, а не обязанность турфирмы», — подчеркнул собеседник TRN, отметив, что в законодательстве РФ также отсутствуют нормы запрещающие туристической компании извещать клиента о поступлении запроса от правоохранительных органов.

«В свою очередь мы рекомендуем турагенту или туроператору, в случае поступления запроса от правоохранительных органов, содержащего требования предоставить персональные данные туристов, известить туристов о поступлении запроса туристов. Это позволит сохранить клиентов. Но при этом не следует идти на поводу туристов, скрывать информацию или предоставлять недостоверную информацию правоохранительным органам», — пояснил ведущий юрист компании «Байбородин и Партнеры».

 

Практические рекомендации

 

По словам эксперта, к сожалению, судебная практика на сегодняшний день сложилась таким образом, что предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности за непредставление документов и в случае, если запрос правоохранителей не обладал свойствами законности и обоснованности:

С нашей точки зрения, необходимо следовать следующим рекомендациям:

  • В первую очередь, следует помнить, что ответственность за непредставление документов наступает лишь в том случае, если полученный запрос является: Законным — запрос основан на нормах закона, которые предоставляют право сотрудникам правоохранительных органов запрашивать документы и информацию. Обоснованным — в запросе указаны конкретные фактические обстоятельства, наличие которых позволяет сделать вывод о том, что запрашиваемые документы и информация действительно необходимы для всестороннего и полного расследования уголовного дела или проведения проверки в рамках административного дела.
  • В подавляющем большинстве случаев, запросы из правоохранительных органов данными свойствами не обладают, а потому следует внимательно изучить полученный запрос, выявить несоответствия и в ответе на запрос указать сотрудникам правоохранительных органов на установленные нарушения.
  • Ответ на запрос необходимо давать в срок, указанный в запросе, либо, если в запросе не указан срок, в течение месяца с момента получения запроса.
  • Нередко в организации поступают запросы, которые невозможно достоверно идентифицировать как исходящие от государственных органов. Так, получение запроса посредством факсимильной связи, через неустановленных лиц, отсутствие подписи должностного лица, данных исполнителя, телефона обратной связи может свидетельствовать о недобросовестных действиях третьих лиц. В таких случаях наилучшим способом реагирования на запрос является ожидание повторного запроса с надлежаще оформленными реквизитами.
  • В случае, если туроператору или турагенту поступил законный и обоснованный запрос, во избежание совершения административного правонарушения и привлечения к ответственности, необходимо представить истребуемую документацию и информацию (персональные данные туристов) в срок, указанный в запросе.

Источник: trn-news.ru

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ