Узбекистан — страна древней высокой культуры

Узбекистан — страна древней высокой культуры

175
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Узбекистан — страна древней высокой культуры

Подписаться

Транслировать новости у себя на сайте

Узбекистан — страна древней высокой культуры, давшая миру прекрасные образцы архитектуры. В описаниях восточными авторами застройки древних городов (Бухара, Самарканд, Хива и др.) упоминаются дворцы правителей, жилища знати, рынки, мечети, медресе, мавзолеи, загородные дворцы, утопающие в зелени садов. Пример оригинальной загородной усадьбы 1Х-Х вв. Кырк-Кыз в Термезе. До наших дней сохранился мавзолей Саманидов в Бухаре, памятник монументальной архитектуры, который воплотил в себе лучшие достижения архитектурного творчества раннего средневековья.

В ХI-ХII вв, происходит бурный рост Самарканда. Велось интенсивное строительство жилых домов, гражданских и культовых сооружений. Рост городов, увеличение городского населения, расширение внутренней и международной торговли вызвали строительство многочисленных караван-сараев вдоль караванных дорог. Рядом с современным городом Навои сохранился караван-сарай Рабат-и-Малик. Это было крупное сооружение подобного типа — постоялый двор, который мог принять и накормить одновременно несколько караванов.

Среди культовых сооружений многочисленные мечети: главная соборная городская (джума-мечеть), загородная (намазгох) и внутриквартальная (гузарная), медресе и мавзолеи. Простота архитектурного замысла и величие его воплощения отличает мавзолей Хакима ат-Термези. Для многих мавзолеев характерен геометрический узор, который отличается большим разнообразием и богатством, применялись фигурные кирпичные кладки, терракотовые плиты с богатой орнаментальной резьбой и др.

Почти столетие, начиная с XIII в,, Средняя Азия претерпевала завоевание ордами Чингисхана. Лишь в первой половине XIV в. началось постепенное возрождение разрушенных городов и селений, что способствовало подъему архитектурно-строительной деятельности. Архитектура темуридского города — зримое воплощение его общественного бытия: крепостные твердыни — это выражение государственной мощи, дворцы — блеска власть имущих, культовые здания ислама — торжества мусульманской идеологии, рыночные строения — роль ремесла и торговли, а густая жилищно-бытовая застройка кварталов — это плоть и кровь самой жизни сложного городского организма. Расцвет градостроительной культуры Средней Азии продолжался на протяжении всего Х в., особенно в период правления внука Амира Темура -знаменитого Улугбека.

Среди наиболее значительных зданий, созданных при Амире Темуре и Улугбеке, — фамильная усыпальница Темуридов Дорус-Сиадат и дворец Ак-Сарай в Шахрисабзе, мечеть Биби Ханум, Гур Эмир и большая часть построек Шахи-Зинды, медресе Улугбека в Самарканде. В эпоху Темуридов большое развитие получило садово-парковое искусство, в котором органически сочетались зеленые насаждения, вода и архитектура. В XVI-XVIII вв. архитектурно-строительная деятельность была сконцентрирована в крупных городах -Бухаре, Самарканде, Кармане, Ташкенте и др. Дальнейшее развитие получили типы жилых домов, дворцов, рынков и караван-сараев и т.д.

Мировую известность получили хорошо сохранившиеся ансамбли среднеазиатского зодчества XVI-XVП вв.: Регистан в Самарканде, ансамбль площади Калян с минаретом Калян и Ляби Хауз, Кош-медресе, медресе Улугбека и Абдулазизхана в Бухаре и др. В середине XVIII в. своеобразным городом-заповедником, где сосредоточились архитектурные достопримечательности этого периода, стала Хива. Среди архитектурных памятников этого города выделяются дворец Ташхаули (1830-38 гг.), медресе Мухаммада Аминхана (1851-55 гг.), минарет Кальтаминор (1855 г.).

Интересна архитектура узбекского народного жилища XIX — нач. XX вв. В ней воплотился многовековой опыт народа, выработанный в сложных природно-климатических условиях и отражающий локальные особенности отдельных районов и городов республики. Так, бухарский жилой дом, расположенный в скученных, лишенных зелени центральных районах города, имеет замкнутый характер, изолирован от уличного шума и пыли, Его жилые комнаты располагаются вокруг замощенного дворика, в котором возникает свой микроклимат и даже в жару прохладно. Для ферганских домов были характерны раздвижные стены и ставни, декоративные стенные ниши, резьба по ганчу, росписи потолков и др. Народные мастера из поколения в поколение бережно передавали свои знания и опыт.

Во второй половине XIX в. в зодчество Узбекистана стали внедряться принципы европейского регулярного градостроительства, Появились новые типы зданий — банки, школы, гимназии, училища, универсальные магазины и т.п. Строили в основном из обожженного кирпича с толстыми стенами и контрфорсами, что придавало устойчивость при землетрясении. Архитектура в большинстве случаев была эклектичной.

В современном Узбекистане сохранились памятники материальной культуры более 40 столетий. Сформирована своя реставрационная школа, сложились определенные принципы и традиции, приемы консервации, инженерного укрепления, реставрации памятников и благоустройства прилегающей к ним территории. В проектировании и строительстве заметно использование мотивов монументального архитектурного наследия (стрельчатые арки, восточные порталы, купола).

Значительно реконструированы такие исторические города, как Самарканд, Бухара, Хива. Всемирно известны неповторимые памятники зодчества этих древних городов. С обретением независимости в республике созданы новые предпосылки для развития национальной архитектуры и градостоительства. Выход в мировое сообщество обусловил развитие новых градостроительных тенденций в модернизации автодорог, рынков, строительстве спорткомплексов. Важным актом государственной политики стало восстановление памятников архитектуры в исторических городах.

Источник: tourprom.ru

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ