Искусство Хивинских мастеров кукольников
Подписаться
Транслировать новости у себя на сайте
Кажется, не так давно оригинальные кукольные представления собирали на базарных площадях толпы благодарных зрителей. Однако, искусство создания кукол со временем как бы ушло в тень, но благодаря мастерам, искренне радеющим за возрождение истоков народного промысла, оно было восстановлено.
Теперь узбекские куклы, одетые в национальные костюмы, стали традиционным сувениром в Узбекистане. Их можно использовать не только в качестве игрушек, но и в качестве интересной, яркой детали интерьера. Они представляют различные народные типы или героев литературных произведений.
Все мы в детстве хоть раз видели представления мастеров-кукольников. Этот вид театрального искусства имеет древнюю историю. Кукольные представления были распространены на территории Ближнего Востока и бассейна Средиземного моря еще в I тысячелетии до н.э.
На территории Средней Азии театр кукол получил своё распространение и известность во время правления династии Ахеменидов и последующем завоевании греков. Во все времена на базарах и площадях среднеазиатских городов проходили представления артистов – кукольников.
Часто, таким образом, высмеивались правители и жадные чиновники, иногда показывали представления, основанные на мифах и легендах, или же на любовных историях.
Широкое распространение кукольный театр получил лишь в XIV веке, во времена правления Тимура и Тимуридов, когда в государстве процветали все формы и жанры искусства, в том числе и театрально-зрелищные.
В Средние века здесь были распространены три вида кукольных театров: перчаточный театр (кул-кугирчок или чодир жамол), театр марионеток (чодир хаел) и театр теней (фонус хаел).
Перчаточные куклы были самыми распространенными, поскольку это был самый портативный и простой театр кукол. Сюжетами для представлений в нем была реальная жизнь, а главным героем выступал Палван Качаль.
В театре марионеток куклы приводились в движение при помощи ниток. Только этот театр был способен показать сразу сотни кукол, нередко театр марионеток показывался в вечернее время: артист находился выше кукол, управляя ими с помощью шнурков (ришта).
Театр теней был связан со двором и духовенством, потому не так популярен среди простого народа. Темы его представлений были философскими и так или иначе связаны с суфизмом, потому сложными для восприятия. В конце XIX – начале XX вв. театр теней потерял свое значение, поскольку идеи материализма и дух революционной борьбы уже начали проникать на территорию Туркестана и шли вразрез с философией суфизма.
Современный кукольный театр можно разделить на театр, где люди управляют куклами, держа их на шесте или, одев, как перчатку, и театр, где куклы управляются сверху, как марионетки.
Сегодня в Узбекистане действуют несколько кукольных театров в таких городах, как Ташкент, Самарканд, Бухара, Хива. В них можно увидеть уникальные представления по произведениям узбекских писателей, а также современные постановки.
Отдельно следует отметить искусство хивинских мастеров-кукольников. Сегодня на каждом базаре Хивы можно приобрести куклу, одетую в национальном стиле. В основном это персонажи народных сказок и преданий. Этих кукол делают из папье-маше. Они называются перчаточными куклами, так как одеваются на руку. Кроме перчаточных кукол еще есть куклы из глины.
Одним из самых известных мастеров-кукольников Хивы является Мансур Курязов. Он создал собственную мастерскую и студию «Джейхун». А в 1993 году при его непосредственной помощи был создан Хорезмский областной кукольный театр под руководством Д.Атабаева.
Представления хивинских кукольников можно увидеть не только в Хиве, но и в различных городах Узбекистана. Они даже приезжают в отдалённые кишлаки. Хивинский театр и хивинские мастера-кукольники регулярно принимают участие в различных международных фестивалях и конкурсах.
Источник: tourprom.ru