Искусство металлообработки Узбекистане

Искусство металлообработки Узбекистане

52
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Искусство металлообработки Узбекистане

Подписаться

Транслировать новости у себя на сайте

Одним из прославивших узбеков видом декоративно-прикладного искусства является металлообработка (кандакорлик), то есть художественная чеканка по металлу, традиции которой уходят в древность, уступая лишь гончарному производству. Местные мастера с давних времен владеют искусством изготовления и украшения различных изделий из золота, серебра, меди, бронзы и других металлов.

Художественная обработка металлов появилась в Средней Азии, в частности в Узбекистане, в середине 1-го тысячелетия до н.э. и широко распространилась по всему региону. Первоначально на этих изделиях изображались различные сцены из  бытовой жизни, а также животные. Например, на обнаруженном в Фергане ритуальном котле был изображен какой-то обряд, где четко виден «животный стиль».

В античное время и в раннем средневековье местные мастера-кандакоры изображали на предметах из драгоценных металлов, предназначенных для правителей и аристократии, различные торжественные события (к примеру, возведение на престол), образы мифических и эпических героев, охоту, борьбу и другие картины жизни и быта.

Обнаруженные многочисленные чеканные изделия времен доисламского Мавераннахра с изображением сцен светской жизни свидетельствуют о широком распространении в то время этой уникальной отрасли художественного ремесла.

В средние века не только изготавливали высокохудожественные золотые и серебряные предметы, но и покрывали золотом отдельные детали величественных зданий. В это время появляются все новые и новые предметы утвари и посуды из серебра и меди. Это  различные блюда или подносы, кувшины квадратной или шарообразной формы с орнаментацией, красивые чернильницы, кумганы, ступы с пестом и другие предметы.

На многих изделиях из меди и ее сплава, из серебра и бронзы делали чеканку, посредством которой выражали пожелания счастья и благополучия, и каллиграфические надписи по-арабски стилями «куфи» или «насх».

Обнаруженный близ площади Регистан и относящийся к периоду развитого феодализма (XIV-XV в.в.) уникальный клад содержал предметы быта, в частности, различную посуду, пиалы, ведра с медным дном (тагли), крышки, кувшины, котлы, рукомойники и многое другое, которые показывают, насколько было развито искусство узбекских мастеров-кандакоров.

Важное место в ремесле металлистов занимают мастера-медники (мисгарлик). Из желтой и красной меди они изготавливали различную утварь и предметы быта, большинство которых украшалось разнообразным орнаментом. В отличие от других металлистов, использовавших метод горячей ковки, медники обрабатывали свои изделия в холодном виде, но использовали ковку при соединении отдельных частей крупных предметов, таких, как тунг (большой водоносный сосуд) и лаган. Обычно этот вид ремесла разделяется на две специальности: резчики по меди (наккош мисгар) и изготовители изделий.

При изготовлении орнаментированной посуды использовалась различная техника резьбы. Исключительная композиционная сложность росписи, композиции изделий узбекских чеканщиков по меди, разнообразие тематики росписи и ее элементов свидетельствуют о длительном и сложном историческом пути развития этой отрасли ремесла.

Например, резьба, выполненная в стилях «модохил», «ислими» и «намоен» на десятках видов образцов классической узбекской чеканки по меди, лишний раз свидетельствует о древности этого вида искусства. Отражение пережитых нашим народом исторических событий, его мировоззрения, надежд и чаяний, а также хозяйственной деятельности через отдельные элементы росписи или их комплекс позволяет судить об образе жизни наших предков.

Судя по названию отдельных элементов росписи, местные мастера исполняли в прошлом заказы чужеземцев или использовали в своей работе способы и стили чеканщиков из других стран. Так, например, встречающиеся среди наименований орнаментов «ислими машади», «ислими афгани», «ислими араби» свидетельствуют о том, что узбекские мастера, видимо, исполняли заказы иностранцев, что, несомненно, способствовало обогащению их искусства.

На некоторых предметах встречаются изображения каких-то фантастических образов, связанных с другой религией (змей, птиц, насекомых и других живых существ).

В настоящее время в чеканке по меди отражаются образы людей, их труд, хлопковые цветы с листьями, гербы и другие символические изображения. Особенно тонкие орнаменты встречаются на медных кумганах, тазах, чайниках и пиалах, курильницах (чилим), кувшинах, чашках и т.д. На отдельных образцах наряду с отчеканенным образом наносили различные надписи или имена, иногда вставляли драгоценные камни, бирюзу и бусы.

Даже лексика узбекских мастеров-чеканщиков и наименования орнаментов позволяют выявить некоторые элементы их мировоззрения, степень духовной культуры и образ жизни.

Существующая терминология чеканщиков по меди свидетельствует не только о богатстве узбекского языка, но и о разнообразии предметов прикладного искусства. Весьма богат ассортимент предметов этого вида народного искусства: ляганы (лавхори), виды дулава и ложки, сосуды для умывания (кумган, даст шуй и офтоба), емкость для воды (тунг), ведра (сатил и сархум), весьма распространенные медные чайники или кувшины (чой-диш, кашкил, селобча, чилопчин, туфдон) и другие бытовые красиво орнаментированные предметы, свидетельствующие о высоком уровне развития производства изделий из меди.

В каждой области республики эта отрасль производства отличалась своими особенностями по видам продукции и характеру орнамента. Например, сосуд для умывания в Бухаре называется «офтоба», в Самарканде и Ташкенте – «обдаста», в Хорезме – «кумган». Они отличаются также и по своим формам.

По определению исследователей, эти сосуды, напоминающие древние афганские рукомойники, красивы, изящны, гладко отделаны. Хивинские кумганы плоские, с длинным и тонким горлышком, без ручек. Шахрисабзские мастера украшают свои офтоба стеклянной мозаикой и разноцветной глазурью. Бухарские мискары делали свои офтоба невысокими, с большим и коротким выпуклым горлышком, куполообразной крышкой.

Каршинские офтоба отличаются отдельно изготовленным носиком, вертикально прикрепленным к основе. Бухарцы наносили на этот носик резной орнамент в виде цветов, а также мозаику из стекла и других камней и металлов.

Существовали бухарская, самаркандская, хорезмская, каршинская, шахрисабзская, ташкентская школы производства художественных изделий, отличающиеся некоторыми особенностями по способу нанесения орнамента, его стилю и форме.

В образцах узбекского устного народного творчества, особенно в сказках и эпических произведениях, упоминаются изготовленные из железа и стали различные режущие инструменты и оружие. Среди них особо почитаемыми и самыми распространенными по настоящее время являются ножи, известные с каменного века.

Сначала их изготавливали из кости и камня, затем из бронзы и железа. Подвешенные на ремне и вложенные в ножны ножи, кинжалы и сабли изображены на миниатюрах к произведениям Навои, Бабура и других писателей средневековья. Настенная живопись Варахши, Афросиаба, Балалыктепа и других памятников представляет ножи как боевое оружие.

Впоследствии изготовление ножей получает новый импульс развития, и специальные школы появляются в таких центрах металлообработки, как Ферганская долина, Бухара, Самарканд, Хорезм, Ташкент, Кашкадарья и др.

По данным исследователей, в Узбекистане к началу прошлого столетия насчитывалось около двадцати таких школ. Они отличались друг от друга способом изготовления, формой и размерами изделий, характером украшения и орнаментации и т.д. Например, по стилю и форме особо выделялись следующие школы: чует (туе) пичоги, пойтуг пичоги, корасув пичоги, тахрихон пичоги, кукон пичоги, хива пичоги и т.д.

Известно, что еще в недалеком прошлом ремесленники соблюдали древние цеховые традиции. До настоящего времени в малых и больших городах и крупных кишлаках есть махалля пичокчи. Ножи в узбекских семьях – непременные элементы домашней утвари и национальной мужской одежды.

Они являются не только необходимым в хозяйстве орудием труда, но и служат для украшения, а также входят в коллекцию антиквариата и семейных реликвий.

Ножи, созданные в кишлаке Карасув Андижанской области и отличающиеся острым лезвием и особым изяществом, были известны во всей Средней Азии. Карасувские мастера, помимо ножей, в прошлом изготавливали сабли, кинжалы и другие виды холодного оружия.

Особо выделяются богато орнаментированные и красочно оформленные драгоценными камнями чустские ножи с длинной рукоятью и острым лезвием.

Хивинские ножи славятся своей прекрасной формой, искусной обработкой металлической части, лезвием, которое украшено орнаментом «ислими», и богатыми ножнами. Мастера из Шахрихана и Коканда изготавливали ножи с красивой вставной рукоятью, большим и толстым лезвием, почти без орнамента и украшений.

Источник: tourprom.ru

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ