Ковроткачество в Узбекистане
Подписаться
Транслировать новости у себя на сайте
В настоящее время производство ковров в Узбекистане развивается в трех направлениях: кустарное домашнее ткачество; изготовление ковров ручной работы на базе государственных предприятий; изготовление ковров частными фирмами.
Домашнее ковроделие развивается в Ферганской долине, Нуратинском междугорье, Кашкадарьинском, Сурхандарьинском, Сырдарьинском вилоятах, Каракалпакстане.
Центрами по производству и сбыту ковров являются также Самарканд, Ургут, Коканд, Хорезм. Мастерицы изготовляют длинноворсовые и коротковорсовые ковры (джульхирсы, гилямы), безворсовые ковры (паласы).
Большую научную и практическую работу по восстановлению старинных рисунков и технологий проводят государственное объединение «Усто» и республиканский производственный центр художественных ремесел и прикладного искусства «Мусаввир».
Широко известна своими великолепными коврами Хивинская фабрика, продукция которой достойна войти в любую музейную коллекцию, В современных условиях фабрика расширяет свои возможности – здесь приступили к выпуску портретных ковров, традиция изготовления которых была известна на Востоке еще в раннем средневековье.
Свой вклад в возрождение ковроткачества в Узбекистане вносят и частные фирмы. Их ковры отличает качество, использование натуральных материалов (шерсть, хлопчатобумажные нити, шелк) и натуральных красителей. Цеха по производству ковров открываются, в основном, в сельской местности, поближе к основному источнику исходного материала.
Благодаря их деятельности, на селе все больше женщин овладевают навыками ковроткачества, знакомятся с традиционными рисунками, В качестве образцов используются рисунки старых туркменских или узбекских классических ковров.
Важнейшие задачи, стоящие перед ковроткачами — восстановление старинных и создание новых ковровых композиций, и главное — восстановление технологии крашения шерстяных нитей натуральными красителями. Многолетнее использование анилиновых красителей пагубно сказалось на эстетических качествах ковров домашней выделки, превратив их в заурядную бытовую продукцию.
Государство придает большое значение перспективам ковроткачества на всех уровнях. На ремесленническую, в т. ч. и ковровую продукцию, было снято налогообложение. Создание системы обучения ковроткачеству планируется в структуре учебных заведений Академии художеств Узбекистана.
Шелкоткачество. Возрождение шелкоткачества в Узбекистане связано с деятельностью акционерного общества «Маргиланхан-атлас» и предприятия «Ёдгорлик». Сегодня восстановлено производство таких видов национальных тканей, как шохи бекасам, адрас, бахмаль, атлас, хан-атлас. Возрождаются старинные традиционные узоры, особое внимание уделяется восстановлению натуральных красителей.
Маргиланские ткачи для придания блеска атласам и муаровых переливов адрасам и бекасамам применяют лощение с использованием яичных белков и дальнейшим отбиванием ткани деревянным молотком.
Шелковые ковры. Производство шелковых ковров возрождается в Самарканде. Здесь создано узбекско-афганское совместное предприятие «Афган-Бухара-Самарканд», главная цель которого – наладить выделку шелковых ковров в Узбекистане.
Весь производственный процесс – размотка коконов, изготовление красителей, окраска нитей и, наконец, тканье – протекает на самом предприятии. Используются только натуральные красители местного происхождения – зеленые корки ореха, граната, марена (руян), цвет живокости желтой (испарак).
Ковры ткутся на вертикальных и горизонтальных станках. Размеры – в пределах 3 на 1,5 м. Плотность плетения – от 600-800 тыс. до 1 млн. 200 тыс. узлов на 1 кв.м, длина ворса не превышает 2 мм. Шелковая нить идет и в основу, и в уток ковра. Готовый ковер необычайно тонок и одновременно прочен.
Качество работы очень высокое, но главное – это декоративная характерисгика самого материала, то, за что и ценится так высоко шелковый ковер. Производятся шелковые ковры и в Бухаре.
Источник: tourprom.ru