Традиции и обычаи узбекского народа
Подписаться
Транслировать новости у себя на сайте
Традиции и обычаи узбекского народа складывались веками. Они весьма самобытны, ярки и многообразны, восходят к разным эпохам и религиям. Начало формирования культуры узбекского этноса относят к VI-VII векам до нашей эры, к тому времени, когда в долинах рек Амударья, Сырдарья и Зарафшан кочевые племена перешли к оседлому образу жизни и создали свои первые государства.
Бывшие кочевники основали поселения и города, привезя с собой обычаи и традиции, основанные на древних культах предков. Территория нынешнего Узбекистана – Междуречье, частями входившее в состав ранних государств – Хорезма, Согдианы, Бактрии – стала базой для формирования культуры, впоследствии ставшей основой культуры узбекского народа.
На протяжении веков традиции и обычаи узбекского народа оставались почти неизменными, несмотря на стремление многочисленных захватчиков навязать чуждую иноземную культуру. Наибольшее влияние на формирование обычаев и традиций узбекского народа оказали арабы, распространившие религию ислам по всей территории Средней Азии. Традиции ислама тесно переплелись с доисламскими верованиями и традициями, с местной культурой, прочно закрепились в быту и сознании узбекского народа.
Вековые обычаи и традиции узбеков бережно хранятся и передаются из поколения в поколение. Как и у многих азиатских народов, большинство праздничных узбекских обычаев связано с главными семейными торжествами: свадьбой и рождением ребенка. С этими событиями связано множество обрядов и ритуалов, в которых задействованы родители, дети, братья, сестры, близкие и дальние родственники, даже соседи и гости – каждому отведена своя роль.
В основе узбекских традиций – гостеприимство, почитание старших и коллективизм, особенно ярко проявляемый в махаллях (узбекских кварталах) – хранительницах вековых национальных устоев.
Бешик-туй
Этот древний обряд сохранился в культуре узбеков с незапамятных времен и до сих пор соблюдается в Узбекистане. Для каждой узбекской семьи — это большой праздник, в подготовке к которому участвует вся родня, соседи и друзья семьи.
Проводится он на сороковой день со дня рождения ребенка. Родственники молодой матери приносят богато убранный бешик — ярко разукрашенную детскую кроватку-качалку, одежду и прочие необходимые для новорожденного вещи. Кроме этого, полагается приносить завернутые в скатерть лепешки, сладости и игрушки.
По традиции, пока гости веселятся и угощаются за праздничным столом, пожилые женщины проводят в детской комнате обряд первого пеленания и укладывания ребенка в бешик. Церемония завершается смотринами, во время которых приглашенные гости преподносят малышу подарки.
Хатна-килиш
Хатна-килиш, или суннат-туйи, является обязательным обрядом обрезания для всех мальчиков. С самого рождения его родители начинают подготовку к этому событию: шьют одеяла, постельное белье, праздничную одежду. Сам же обряд проводится, когда мальчику исполняется 3, 5, 7 или 9 лет, очень редко — в 11-12 лет.
Перед началом обряда в присутствии старцев, имама (священника) и близких родственников-мужчин читается Коран. Так благословляют мальчика. Потом на ребенка надевают подарки, принесенные родственниками и соседями, а в некоторых случаях сажают на жеребенка, в знак того, что он становится мужчиной.
Затем следует небольшой обряд «тахурар», где женщины укладывают одеяла и подушки на сундук. А заканчивает обряд традиционное узбекское угощение — плов.
Фатиха-туй (помолвка)
У узбеков свадьбе предшествует торжественный обряд помолвки — фатиха-туй. Помолвка проводится с разрешения и благословения родителей жениха и невесты.
В прежние времена, когда юноша становился совершеннолетним, его родственники, соседи и друзья начинали искать ему невесту.
Когда выбор падал на подходящую девушку, тёти жениха, реже мать, под неким предлогом приходили в дом невесты, чтобы лучше узнать о ней, о ее родителях, расспрашивали о семье девушки соседей из махалли. Если полученные сведения удовлетворяли родню жениха, то вскоре к девушке присылали сватов.
Современные узбеки, как правило, выбирают себе пару сами, хотя обычай полагаться на выбор родителей также сохраняется, особенно в сельских районах Узбекистана. Сам же обряд по сей день соблюдается строго. Так, в дом к выбранной девушке в назначенный день приходят свахи, а также соседи невесты.
Свахи излагают цель своего визита, и если родители невесты согласны, проводится обряд «нон синдириш», что переводится с узбекского как «преломление лепешки», после которого девушка считается помолвленной. Затем назначается день свадьбы, а родители невесты передают свахам подарки для родных жениха. На этом «фатиха-туй» заканчивается и начинается подготовка к свадьбе.
Никох-туй (свадьба)
Самым ярким и пышным узбекским обрядом является свадьба – никох туй. Свадебное торжество в узбекских семьях — это крупнейшее событие, которое по традиции отмечается шумно, богато и с большим количеством гостей. На этот праздник приглашаются все: близкие и дальние родственники, соседи, коллеги по работе и друзья.
Ранним утром в день свадьбы в домах жениха и невесты устраивается угощение праздничным пловом, с которого, собственно, и начинается свадебный обряд. Сегодня все чаще утренний плов устраивается не в доме, а в кафе или чайхане, что гораздо удобнее, да и менее хлопотно для хозяев.
После утреннего плова жених в сопровождении друзей, родственников, музыкантов и танцоров приезжает в дом невесты. Невеста в свадебном наряде, сегодня, как правило, в европейском белом свадебном платье, ожидает в специальной комнате, куда могут войти только поверенные муллы (священники). Они берут у нее согласие на брак и после этого читают свадебную молитву — никох, которая заключает брак между молодыми.
Затем следует вторая часть свадебного обряда – прощание с родителями и родным домом. Друзья жениха грузят приданое невесты, а она прощается с родителями и покидает дом в сопровождении подруг и родственниц, которые поют прощальные песни.
В доме жениха невесту встречают женщины, распевая традиционные свадебные песни. К дверям дома ведет белая дорожка — паяндоз, по которой невеста входит в свой новый дом. Перед дверью она делает поклон новому дому – «остона салом», и в этот момент ее осыпают цветами, деньгами, сладостями, желая ей, таким образом, красивой, богатой и сладкой жизни.
С этого момента начинается свадебное торжество – никох туй, который иногда продолжается несколько дней. После свадебного торжества жених провожает невесту в их новую комнату, где ее встречает и переодевает янга — родственница или близкая подруга невесты. После этого в комнату входит жених и «выкупает» невесту у янги и только после этого молодоженов оставляют наедине друг с другом.
Ранним утром следующего дня наступает время завершающего обряда — келин салом или приветствие невесты. Молодая жена должна, низко кланяясь в пояс, поприветствовать родителей жениха, родственников, гостей. А они, в свою очередь, преподносят ей подарки и поздравляют с замужеством.
Источник: tourprom.ru