Источник: rtournews.ru
Конец года выдался урожайным на законодательные инициативы. Недавно созданная Комиссия по выездному туризму РСТ — Северо-Запад оперативно объединила мнения коллег и подготовила отзывы, которые были направлены в Министерство экономического развития и Госдуму.
1) Представленные Российскому Союзу Турииндустрии 2 проекта нормативно-правовых документов в рамках «регуляторной гильотины» наделали много шума и не были приняты туристским бизнесом Северо-Запада.
Принятие обоих указанных проектов, по мнению РСТ – Северо-Запад приведёт к значительным негативным изменениям на рынке туристских услуг, к значительному «правовому вакууму» в регулировании туристской отрасли, создаст угрозу как неисполнения Стратегии развития туризма до 2035 года, утверждённой Распоряжением Правительства от 20 сентября 2019 года №2129-р, так и процессу «обеления» туристской сферы. Более того, реализация данной программы приведёт к значительному, в разы, сокращению конкуренции на рынке туристских услуг.
Для подтверждения указанных выводов, РСТ – Северо-Запад привел анализ вышеуказанных проектов.
- Полагаем, что отмена указанных нормативно-правовых актов невозможна, так как приведёт к неисполнимости требований 132-ФЗ. Для возможности отмены указанных актов, необходимо кардинально переработать 132-ФЗ, убрав из него упоминания о части нормативных актов, чтобы не создавался «правовой вакуум», когда выполнение нормы поставлено в зависимость от наличия подзаконного акта, который будет отсутствовать, что приведёт к невозможности исполнения закона.
- Коррекция понятия «туристский продукт» и введение понятия «туристская услуга» в 132-ФЗ в трактовках, которые содержатся в Директиве N 2015/2302 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О пакетных турах и связанных с ними туристских услугах, изменении Регламента (ЕС) 2006/2004 и Директивы 2011/83/ЕС Европейского Парламента и Совета и об отмене Директивы 90/314/ЕЭС Совета ЕС», без кардинальной переработки требований к туроператорам и турагентам, содержащихся в текущей версии 132-ФЗ, повлечёт коллапс многих отраслей малого бизнеса: билетных касс и билетных агентств, сервисов по аренде машин, сервисов и компаний по бронированию гостиниц и т.п.
- Авторы проекта обосновывают необходимость принятия данных поправок исходя из утверждения о том, что нынешний закон не работает. Приводит в качестве доказательств а случаи ухода с рынка юридических лиц под брендом Натали Тур и «Жемчужная Река». Однако данные случаи являются исключением и лежат в рамках уголовного законодательства и не могут рассматриваться как основанием для утверждения о том, что закон в нынешней трактовке не работает и основанием для вводимых изменений. Статистика страховых компаний и Ростуризма говорит об обратном. С момента принятия нового закона выплаты пострадавшим туристам ушедших с рынка операторов (вставить число операторов) (за исключением мошеннических схем Натали Турс и Жемчужиной Реки) составили от 80 до 100%. Что указывает на то, что существующая схема ФПО и страхования ответственности с точки зрения защиты прав потребителей работают.
- Вторым главным пунктом обоснования необходимости принятия таких кардинальных поправок разработчики заявляют необходимость «прозрачности» туррынка. Данные поправки не решают заявленной задачи по «обелению» рынка, так как не содержат механизмов по контролю за:
- фирмами, которые находятся в реестре Росстуризма как операторы по внутреннему туризму (4950 операторов), а по факту, судя по информации на сайтах занимаются выездным туризмом.
- частными лицами, которые в социальных сетях занимаются рекламой собственных маршрутов за границу, собирают группы, принимают деньги через электронные кошельки. Называют себя «тревел консультантами».
- Считаем необходимым ввести в понятийный аппарат понятие «тревел консультанта». Прописать механизмы контроля и мониторинга сайтов и возложить исполнение механизмов на Росстуризм.
В общем и целом, РСТ Северо-Запад полагает, что проект Целевой структуры в данной редакции имеет неверные акценты на необходимость регулирования. Практически все предложения в данном проекте направлены на ужесточение условий работы текущих компаний в сфере туризма, в то время как с точки зрения РСТ Северо-Запад в нормативном регулировании необходимо сосредоточиться на устранении условий для работы тех компаний и лиц, которые предпочитают работать без приобретения статуса туроператора, либо вообще без образования юридических лиц или ИП, не платящих налоги и иные сборы.
Таким образом, основной задачей изменения законодательства в данный момент является введение механизмов по контролю за такими лицами, которые:
- находятся в реестре Ростуризма как операторы по внутреннему туризму, а по факту, судя по информации на сайтах, занимаются формированием туристских продуктов в сфере выездного туризма.
- являются физическими лицами, занимающимися рекламой собственных маршрутов за границу, собирают группы, принимают деньги через электронные кошельки или иные способами, и называют себя «тревел консультантами».
- турагентами, самостоятельно формирующими туристский продукт.
Принятие данного законопроекта, не только не приведет к снижению финансовой нагрузки, но и приведет к увеличению финансовой нагрузки легально работающих операторов по следующим причинам:
- Предполагаемые выплаты в резервный фонд не определены, а также являются бесконечными в отличии от ФПО, размер, которого ограничен 7%.
- Добавляется финансовая нагрузка в виде сбора за ввод информацию за каждую турсулугу.
- В связи с изменениями в понятийный аппарат отчисления в резервный фонд с новым функционалом будут производиться уже не с турпродукта, но и со всех отдельных услуг, в том числе с авиабилетов, страховок. По данным участников туррынка, сбор за выписку авиабилета колеблется от 150 до 400 рублей за билет, при стоимости билетов от 15000р до 60000 р. Соответственно прибыль авиакасс, операторов, выписывающих билеты не сможет покрыть затраты на ввод информации в систему Электронной путевки и выплат в резервный фонд. Предприятия турбизнеса вынуждены будут поднять сборы, для того, чтобы исполнить нормы закона.
Исходя из вышеизложенного, принятие данного документа будет способствовать закрытию предприятий малого и микробизнеса, которые составляю 98% от легально работающих операторов по выездном туризму. Сокращению рабочих мест, как следствие, увеличению нагрузки на региональные и федеральные бюджеты, которые вынуждены будут выплачивать пособия по безработице. Закрытие 98% операторов по выездному туризму, приведет в монополизации рынка, ущемлению прав граждан на конкурентную среду. Только в указанном случае Целевая структура будет способствовать именно развитию туризма в России, а также поможет достижению целей, указанных в Стратегии развития туризма до 2035 года.
Изложенная же в текущей редакции Целевой структуре программа репрессивных действий по отношению к компаниям, работающим в рамках закона, приведёт лишь к сокращению законопослушного туристского рынка в разы и увеличению его «теневого» сектора.
2) 06/11 Дирекция получила проект внесения изменений в 132 ФЗ в части регулирования агентской деятельности и порядка заключения договоров туроператор–турагент.
Законопроект является необходимым с точки зрения регулирования туристской отрасли в целом, однако, на наш взгляд имеет следующие существенные недостатки в текущей редакции.
- Часть 16 ст. 4.3 ФЗ 132-ФЗ, предлагаемой к вводу, должна быть изложена в редакции, которая бы не накладывала на туроператора излишних обязательств, когда турагент исключён из реестра (с ним расторгнут договор), из-за невыполнения им своих обязательств по оплате туристского продукта туроператору.
- Данным законопроектом на туроператоров, по сути, возлагается обязанность по регистрации турагентов в федеральном реестре, причём с обязанностью знать и отслеживать изменения, которые турагент может произвести в данных о себе, например, об открытии обособленного подразделения. При этом, указанные данные отсутствуют в открытом доступе, так как для открытия обособленного подразделения (не филиала и не представительства), не требуется внесение записей в ЕГРЮЛ. При этом туроператор каким-то образом должен гарантировать достоверность указанных сведений. Данные обязательства существенно повышают административную нагрузку на туроператоров, для их исполнения потребуется дополнительный штат сотрудников, что, в свою очередь, приведёт к значительному увеличению расходов, а значит будет существенно влиять на финансовую устойчивость туроператоров, особенно относящихся к малому и среднему бизнесу.
- Процедура заключения агентского договора, описанная в ст. 4.3 законопроекта, подробно регулирует занесение в реестр сведений о турагенте впервые. Согласно процедуре, указанной в законопроекте, срок заключения первого агентского договора и приобретение статуса турагента будет занимать до 18 рабочих дней, то есть более трёх недель.
- Процедура регистрации нового договора в реестре турагентов будет занимать до 15 рабочих дней, то есть трёх недель. Такие длительные сроки регистрации создают предпосылки для ситуации, когда турагентом заключён договор с туроператором, однако он не зарегистрирован, и при этом с турагентом может быть расторгнут единственный действующий агентский договор, что повлечёт за собой его исключение из реестра ввиду отсутствия в нём зарегистрированных агентских договоров.
- В целом данный законопроект возлагает на туроператоров несвойственные им обязанности регистрирующего центра по ведению Единого федерального реестра турагентов, что является необоснованными и явно избыточными обязанностями для данной сферы. В связи с этим из действий, необходимых для регистрации турагента в Едином федеральном реестре турагентов, необходимо исключить для туроператоров все административные функции по введения информации в данную государственную информационную систему, на создание которой также необходимы будут бюджетные средства и значительное время.
3) В конце ноября поступили законопроекты № 831595-7 и № 831599-7. внесенные в Госдуму РФ, касающиеся введения электронной путевки.
Считаем принятие данных законопроектов в предложенном виде приведет к:
- закрытию туроператоров по выездному, въездному и внутреннему рынку Северо-Запада России;
- срыву туристического сезона 2020 года;
- срыву выполнения стратегии развития туризма Стратегии развития туризма до 2035 года, утверждённой Распоряжением Правительства от 20 сентября 2019 года №2129-р;
- ущемлению конституционных прав граждан;
- ухудшению криминогенной обстановки.
Данные выводы основываются на следующих фактах.
- В законопроектах устанавливаются конкретные сроки введения в действия, а именно с 01.04.2020 года. Однако, статьей 10.3 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» №132-ФЗ (далее – «132-ФЗ») предусмотрено принятие нормативных актов уполномоченным федеральным органом исполнительной власти:
- порядок размещения электронных путевок в единой информационной системе электронных путевок
- перечень указанных сведений в электронной путевки;
- требования к реестру электронных путевок.
Часть данных нормативных актов были разработаны Минкультуры, но после смены регулятора должны быть отменены и замещены соответствующими подзаконными актами Минэкономразвития, так как правила, установленные приказами Минкультуры, противоречат Постановлению Правительства №747 от 08.06.2019 г. Принятие новых постановлений требует значительного времени, также требуется на наш взгляд доработка перечня указанных сведений в электронной путевки в связи с изменениями, происшедшими на туристическом рынке.
Соответственно при отсутствии нормативной базы и вступлении электронной путевки в действие с 01.04.2020 туроператоры должны будут прекратить продажу туристских продуктов (далее – «турпродукт») как заграницу, так и по России, что приведет к закрытию туроператоров, 90% которых являются представителями малого бизнеса. Невозможность реализации турпродукта по России повлечет закрытие туроператоров в регионе, занимающихся въездным и внутренним туризмом.
Принятие каких-либо законопроектов, устанавливающих сроки введения электронной путевки до момента её физического создания в окончательном виде, а также до принятия нормативных актов, предусмотренных статьей 10.3 132-ФЗ, считаем невозможным.
- Требуется существенная корректировка списка сведений, указываемых в электронной турпутевке. Приказами Минкультуры России от 08.12.2017 года № 2046 и от 17.01.2018 N 30, предусмотрены следующие сведения о туристе: Фамилия, Имя, Отчество, номер паспорта, контактный номер телефона. Также, наличие в единой информационной системе совокупности таких данных как: даты поездки, страна, поездки, данные о заказчике и туристе, включая номера паспортов, контактные номера телефонов и адреса заказчиков, состав семьи, с кем едет, — может привести к тому, что данными могут воспользоваться криминальные элементы и заранее составить «план обноса квартир». Клиенты предпочтут бронировать услуги самостоятельно на иностранных агрегаторах услуг, билеты напрямую на сайтах в авиакомпаниях, и, соответственно, туроператоры, изначально поставленные в неравные конкурентные условия, вынуждены будут прекратить свое существование.
- В законопроекте предлагается взимание платы за внесение информации в электронную информационную систему. По существу электронная путевка является государственной услугой. Государственная услуга является бесплатной. В случае введения платы за поддержание информационной системы, предлагаем установление ежегодной абонентской платы по аналогии с платой за передачу сведений в ОФД (оператору фискальных данных) в размере 2300 рублей. Полагаем, что затраты АО «НТТ» по поддержке информационной системы не могут быть выше, чем затраты ОФД по обработке кассовых платежей.
- В законопроекте не учитывается, тот факт, что 90% из 4000 операторов по внутреннему, выездному и въездному туризму являются региональными туроператорами и не располагают своим штатом IT специалистов. Считаем необходимым предусмотреть возможность ручного ввода информации в информационную систему, а также привлечь региональных туроператоров как по выездному, так и внутреннему и въездному туризму к тестированию данной системы. На настоящий момент АО «НТТ» привлекло к тестированию исключительно крупнейших туроператоров по выездному туризму, в то время как к малым и средним игрокам допуска к тестированию не предоставлено.
Туристский рынок Санкт-Петербурга высказал единую позицию по данному вопросу и к обращениям РСТ-Северо-Запад по электронной путевки присоединился АТЭП и аналогичную позицию высказал Комитет по туризму ТПП СПб.
4) По результатам рассмотрения на IV Всероссийском конгрессе туроператоров и турагентств в Сочи, проходившем с 20 по 23 ноября 2020 Будет направлено обращение в Госдуму.
РСТ — Северо-Запад предложило:
- Ввести промежуточный порог по размеру финансового обеспечения в размере 30 000 000 р. для операторов выездного туризма, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составил не более чем 10 тысяч туристов включительно, а общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год составила не более чем 120 миллионов рублей. Нишевые туроператоры в случае увеличения оборотов и вхождения в коридор общей цены продукта от 40 000 000 до 120 000 000 рискуют потерять возможность работы на рынке выездного туризма, так как не имеют возможность заключить договора страхования, потому что небольшие страховые компании имеют ограничения по максимальным суммам договоров на одного оператора в размере 30 000 000 (по требованиям регулятора ЦБ), а крупные страховые компании ставят заградительные преграды в виде минимального количества договоров по страхованию за рубеж в размере 1 000 000 рублей, или тарифами, достигающими 10% от суммы покрытия.
На наш взгляд введение промежуточного размера финансового обеспечения в размере 30 000 000 рулей будет способствовать обелению рынка, улучшению конкурентной среды, позволит предоставить региональным нишевым операторам, которые платят налоги в региональные бюджеты, равные возможности для работы . Уменьшат финансовую нагрузку на представителей микробизнеса.
Смотрите также в блоге RTourNews.ru: 10 самых многообещающих направлений 2020 года по версии «Букинга».