Ворота Калининграда

Ворота Калининграда

138
0
ПОДЕЛИТЬСЯ
Карта расположения ворот Калининграда

  – Фридрихсбургские ворота
  – Бранденбургские ворота
  – Фридландские ворота
  – Закхаймские ворота
  – Королевские ворота
  – Росгартенские ворота
  – Аусфальские ворота
  – Железнодорожные ворота

Восемь ворот, окружающих исторический центр Калининграда, входят в число основных городских достопримечательностей. Туристические фирмы включают их в обзорные экскурсии по городу, а также посвящают воротам отдельные экскурсии, но все они вполне доступны и для самостоятельного знакомства.

Всем известно, что Калининград был основан в 1255 году как крепость и оставался крепостью до конца Второй мировой войны. Тевтонские рыцари заложили на берегу реки Преголи замок Кёнигсберг, который все последующие годы укрепляли, строили вокруг него оборонительные сооружения.

Первый фортификационный пояс (вальный оборонительный обвод) был построен вокруг города в первой половине XVII века. В 1657 году городские укрепления дополнили крепостью Фридрихсбург, построенной на речном входе в Кёнигсберг со стороны моря.

Второй оборонительный пояс возвели в середине XIX века, в составе него были либо построены вновь, либо реконструированы и модернизированы десять городских ворот. Они служили по своему прямому назначению до начала XX века, — были единственным местом въезда в город и выезда из него. В начале XX века второй вальный обвод утратил свое оборонительное значение, часть его сооружений снесли в интересах развития города. В том числе были разрушены Трагхаймские, Штайндаммские и Холэндербаумские городские ворота. Снесли и крепость Фридрихсбург, мешавшую строительству железнодорожных путей, сохранились лишь ворота, служившие въездом в крепость.

Во время Второй мировой войны ворота значительно пострадали, но чтобы не была полностью уничтожена история Кёнигсберга, их восстановили, и теперь восемь ворот украшают улицы города и входят в ТОП достопримечательностей Калининграда.

Карта расположения ворот Калининграда

Все восемь ворот выполнены из красного кирпича в неоготическом стиле, в процессе реставрации был полностью сохранен их исторический облик. У каждого сооружения своя история, каждое по своему уникально. Сейчас все ворота используются: в них размещаются музеи, кафе, рестораны и арт-пространства.

Фридрихсбургские ворота

Фридрихсбургские ворота — единственные исторические ворота, которые вели не в город Кёнигсберг, а в крепость, построенную на берегу реки Преголи в 1657 году по приказу курфюрста Фридриха Вильгельма. В этой крепости в 1697 году во время пребывания в Кёнигсберге Великого русского посольства царь Петр I проходил артиллерийскую науку под именем урядника Петра Михайлова. Кирпичные ворота были построены в 1852 году, когда крепость Фридрихсбург при строительстве второго пояса оборонительных укреплений была перестроена в форт.

В 1910 году форт Фридрихсбург исключили из состава оборонительных укреплений города и продали Имперской железной дороге. Большую часть сооружений форта разобрали, по территории проложили железнодорожные пути, а от строений форта остались эти ворота. Во время штурма Кёнигсберга в апреле 1945 года ворота получили повреждения, у них была разрушена одна из башен.

В 2002 году ворота получили статус объекта культурного наследия федерального значения, а в 2007 году их передали Музею мирового океана. После выполненной реконструкции в 2011 году в здании и на прилегающей территории разместился историко-культурный центр «Корабельное воскресение», посвященный истории кораблестроения и возрождению исторических судов.

Фото: © Татьяна Квичанская

Бранденбургские ворота

Бранденбургские ворота — единственные из семи сохранившихся городских ворот города, которые и в наши дни используются по своему прямому назначению, через них проходит проезжая часть улицы Багратиона и проложена трамвайная линия. Ворота были построены в 1657 году как часть городских укреплений на участке, где Первое вальное укрепление пересекалось с дорогой, ведущей к замку Бранденбург, поэтому они получили такое название. Первые ворота были деревянными, они прослужили сто лет, а затем по распоряжению прусского короля Фридриха II были заменены кирпичными воротами, служившими надежной защитой города. За толстыми стенами этих ворот укрывались небольшой караульный гарнизон, оружейный склад, а также подсобные помещения.

Ворота были значительно перестроены во время строительства Второго оборонительного пояса в середине XIX века. Именно тогда они были украшены остроконечными декоративными фронтонами, стилизованными крестообразными цветами из песчаника, гербами и медальонами. На воротах установлены портреты генерал-лейтенанта Эрнста фон Астера, автора Второго вального укрепления, и военного министра, фельдмаршала прусской армии Бойена.

В 2017 году в историческом здании Бранденбургских ворот по инициативе компании «Поматти» был открыт Музей марципана. Теперь горожане и гости Калининграда могут полакомиться традиционным для Пруссии лакомством — марципаном, которому посвящено огромное количество сказок, стихов и даже песен во многих странах мира. В музее можно узнать много интересного о его истории и старинных технологиях приготовления, увидеть старинные приспособления для производства марципана и уникальные изделия из этого сладкого продукта, а также купить конфеты, шоколад и прочие сладости с марципаном.

Фото: © Анна Кудрявцева

Фридландские ворота

Современные Фридландские ворота, расположенные на перекрестке проспекта Калинина и улицы Дзержинского, входили в состав оборонительных сооружений Кёнигсберга XIX века. 1862 год — дата постройки ворот указана на замковом камне свода проезжей части. Ворота выстроены в неоготическом стиле из красного кирпича, а называются Фридландскими, так как через них проходила дорога на Фридланд, как в те времена назывался город Правдинск Калининградской области.

По сравнению с другими городскими воротами Фридландские представляли наиболее укрепленный оборонительный комплекс, в который входило большое количество казематов с окнами и амбразурами, в том числе пушечными. Противоштурмовыми конструкциями были защищены и располагавшиеся рядом с проезжей частью караульные помещения. Сохранилась эскарповая стена (внутренняя стена крепостного рва) с амбразурами и дозорным путем, защищавшая ворота с внешней стороны. Такая повышенная защита городских ворот объяснялась их расположением в южной части города, которую считали местном возможного наступления противника.

Фасады ворот украшали скульптуры из песчаника, выполненные в 1864 году скульптором Вильгельмом Людвигом фон Штюрмером. В нише внешнего фасада ворот была установлена статуя магистра Тевтонского ордена Зигфрида фон Фойхтвангена, внутренний фасад украшала скульптура графа Фридриха фон Цоллерна. Первая статуя после Второй мировой войны имела значительные повреждения, а вторая — полностью утрачена. Работы по восстановлению выполнили мастера из Санкт-Петербурга при содействии и финансовой поддержке Министерства культуры Германии в рамках сотрудничества с мэрией Калининграда.

До первой мировой войны Фридландские ворота служили въездом в город, позже на месте южной части Вторых вальных укреплений разбили парк «Южный», и с 1920 года они стали входными воротами этого парка. Во время Второй мировой войны на территории парка шли ожесточенные бои, после которых 7 апреля 1945 года через Фридландские ворота в город вошли войска Советской Армии.

Во время войны Фридландские ворота пострадали незначительно, в 1950–1960-е годы их использовали под овощехранилище. После реставрации в здании ворот в 2002 году был открыт для посещения музей. Сначала он был отделом парка, а в 2008 году стал муниципальным музеем «Фридландские ворота». Это один из самых познавательных и интересных музеев Калининграда, его постоянная экспозиция посвящена истории Кёнигсберга конца XIX — первой половины XX века. Здесь можно совершить виртуальную прогулку от Фридландских ворот через остров Канта, Литовский вал и центр города, заглянуть в витрины магазинов, кафе и аптек, а в конце прогулки из парка виртуального, сделав шаг, оказаться в реальном парке, раскинувшемся за воротами и созданном на месте бывших оборонительных сооружений. Информацию о планируемых выставках и иных мероприятиях, времени работы и стоимости посещения, можно узнать на сайте музея «Фридландские ворота».

Фото: © Татьяна Квичанская

Закхаймские ворота

Комплекс Закхаймских ворот, которые стоят на пересечении Московского проспекта и Литовского вала, возведен в середине XIX века. У ворот один арочный проезд, две боковых арки меньшего размера использовались как проходы для пешеходов, но до настоящего времени они не сохранились.

По обе стороны от арочного проезда со стороны города располагаются две высокие круглые башни с узкими стрельчатыми окнами, прикрытые сверху декоративными коронами. Между башнями по верху над арочным проездом — защитные зубцы. Ворота со стороны города были украшены горельефами с изображениями прусских генералов периода наполеоновских войн Иоганна Давида Людвига Йорка и Фридриха Вильгельма Бюлова, а с внешней стороны — изображением черного орла, но они не сохранились. С внешней стороны с двух сторон от проезда стоят невысокие восьмигранные башни.

Это был контрольно-пропускной пункт на въезде в город до конца XIX века. Когда городские укрепления утратили свою оборонную функцию, Закхаймские ворота передали городу. Большой исторической ценностью объект не считали, казематы по обе стороны от проезда снесли, к оставшейся части пристроили жилой дом.

После войны здание ворот периодически использовали как склад, магазин, гараж, оно постепенно разрушалось и захламлялось. В 2007 году здание поставили на учет как объект культурного наследия федерального значения, но последующие годы оно пустовало. После выполненной реставрации в 2013 году в Закхаймских воротах было создано популярное в городе арт-пространство «Ворота» для проведения выставок, конференций, концертов и других культурных мероприятий.

Фото: © Анна Кудрявцева

Королевские ворота

Королевские ворота, расположенные на пересечении улиц Фрунзе и Литовского вала — самые красивые ворота Калининграда, не зря они были символом празднования 750-летия города в 2005 году.

Это не первые ворота, расположенные на этом месте, но свое название Королевские ворота получили от предыдущих, построенных в XVIII веке. Они назывались Гумбинненскими, так как через них проходила дорога на Гумбиннен, современный Гусев. Ворота стояли на Königstrasse, Королевской улице, по которой прусские короли из замка в Кёнигсберге отправлялись в предместье Девау на войсковые смотры. По названию этой улицы в 1811 году ворота переименовали в Королевские.

В середине XIX века приступили к модернизации городских укреплений и строительству Второго оборонительного пояса, во время проведения этих работ снесли старые Королевские ворота и в 1850 году построили новые. Автором проекта ворот был генерал Эрнст Людвиг фон Астер, за оформление фасадов отвечал архитектор Вильгельм Людвиг Штюрмер. У ворот один проезд шириной 4,5 метра, по обе стороны от него — казематы, у которых со стороны города есть окна и двери, а с внешней стороны — амбразуры. Ворота украшают зубцы и восемь башенок. В нишах высокой части установлены горельефы работы скульптора Вильгельма Людвига Штюрмера. Слева — король Чехии Отакар I, в центре — король Пруссии Фридрих I, справа — герцог Пруссии Альбрехт I, ниже — их родовые гербы, а сверху — гербы прусских земель Замланда и Натангии.

Не прошло и полвека, как фортификационные сооружения Второго оборонительного пояса устарели, затем военные признали их утратившими военное значение. Город рос, валы мешали его развитию и были срыты, а ворота превратились в своеобразную триумфальную арку. В годы войны Королевские ворота получили повреждения от артобстрелов и бомбардировок и еще долго стояли со следами этих ран, постепенно разрушаясь без использования.

В 1960 году ворота включили в перечень исторических памятников города, но никаких работ по реставрации или консервации не проводили, наоборот предпринимались попытки снять их с государственной охраны и снести. Периодически в здании размещали то склад, то магазин, то кафе, последнее десятилетие XX века оно стояло заброшенным.

Все изменилось, когда город стал готовиться к празднованию своего 750-летия. Ворота не только полностью восстановили к юбилею, но именно Королевские ворота стали символом этого юбилея.

В 2005 году ворота были переданы Музею мирового океана, в них разместился историко-культурный центр «Великое посольство». Экспозиция этого музея посвящена истории Кёнигсберга, историческим связям города с западными и восточными странами, Великому посольству Петра I, посольствам и консульствам Калининграда, историческим личностям, связанным с этим городом. Именно здесь хранятся символические ключи от всех ворот Кёнигсберга и находится знаменитая бронзовая скульптура «Прусский кот», который исполняет желания.

Фото: © Анна Кудрявцева

Росгартенские ворота

Росгартенские ворота располагаются на пересечении улиц Черняховского и Александра Невского рядом с башней «Дона», которую сейчас занимает Музей янтаря. Сохранившиеся до наших дней ворота построены в середине XIX века в системе оборонительных укреплений Кёнигсберга на месте существовавших на этом месте ворот XVII века.

В воротах всего один проезд шириной около четырех метров, по обеим сторонам которого располагаются по три каземата. Со стороны улицы Черняховского в воротах есть окна, а с противоположной стороны — амбразуры. Со стороны города ворота отличаются красивым декоративным оформлением: центральный проезд ворот окружают две высокие восьмигранные башни, сверху фасад украшает ряд зубцов. Между башнями расположена высокая арка, над которой находится наблюдательная площадка, а по обе стороны от арки — аркады, опирающиеся на колонны. По обе стороны от главной арки — портреты-медальоны прусских генералов Герхарда фон Шарнхорста и Августа Нейтхардта фон Гнейзенау, военачальников эпохи наполеоновских войн. Внешняя сторона ворот не имеет украшений.

После войны ворота были отреставрированы, но проезда через них нет, там размещается ресторан «Солнечный камень», а бывшие казематы занимают кухня ресторана и подсобные помещения.

Фото: © Анна Кудрявцева

Аусфальские ворота

Аусфальские ворота впервые были построены в первой половине XVII века вместе с первым оборонительным кольцом, а затем, как и остальные, перестроены в 1866 году в стиле кирпичной готики во время строительства Второго оборонительного пояса по проекту прусского генерала, военного инженера Эрнста Людвига фон Астера.

Ворота были пешеходными, имели только один проезд, к которому с внешней стороны вели лестница и узкий мост. По бокам от проезда располагались казематы с амбразурами, а над проездом — боевая платформа с зубчатым парапетом. Как выглядел фасад, обращенный в сторону города, сведений не сохранилось, так как он был засыпан землей. Эти ворота из всех сохранившихся городских ворот больше всех были перестроены. Во время войны они были переоборудованы под пункт управления воинскими частями, после войны в них был склад, а затем коллектор сточных вод.

В 1993 году на покрытии ворот была построена православная часовня Святого Георгия Победоносца в память о советских солдатах, погибших при штурме Кёнигсберга.

Фото: © Анна Кудрявцева

Железнодорожные ворота

Железнодорожные ворота расположены под проезжей частью Гвардейского проспекта, сейчас они малозаметны и похожи скорее на тоннель. Эти ворота были построены во второй половине XIX века, через их два пролета, оформленных стрельчатыми арками, проходила железная дорога на Пиллау, как раньше назывался город Балтийск. Автор проекта ворот — Эрнст Людвиг фон Астер, архитектор Второго оборонительного пояса Кёнигсберга.

После войны эта железнодорожная ветка уже не использовалась, так как был построен новый путь по двухъярусному мосту через реку Преголю. В конце 1990-х годов рельсы демонтировали, а по бывшей железнодорожной трассе проложили пешеходную дорожку, ведущую в парк Победы.

В 2017 году в здании Железнодорожных ворот разместился Калининградский планетарий имени Ф. В. Бесселя.

Фото: © Cuiet, лиц. CC BY 3.0

Обойти все ворота пешком вполне возможно, они обозначены на карте 2ГИС и Яндекс, но длина проложенного между ними пешеходного маршрута — 12 километров.

Оптимальный вариант прогулки — совместить осмотр ворот с посещением других городских достопримечательностей, которые расположены на данном маршруте, или воспользоваться услугами общественного транспорта.

Куда сходить и что посмотреть в Калининграде

Достопримечательности

Достопримечательности (37)

Храмы, соборы, мечети (5)

Мосты (2)

Площади (1)

Фонтаны (1)

Замки, дворцы (4)

Музеи и галереи

Галереи (1)

Музеи (10)

Где поесть и выпить

Пивные (3)

Рестораны и кафе (6)

Развлечения

Театры (5)

Пляжи (3)

Парки развлечений (15)

Клубы, концертные площадки (3)

Фестивали, праздники, шоу (1)

Парки и зоны отдыха

Национальные парки (1)

Зоопарки (4)

Заповедники (1)

Озера (4)

Парки (6)

Активный отдых

Спортивные сооружения (1)

Центры активного отдыха (1)

Транспорт

ЖД вокзалы (2)

Автовокзалы (2)

Порты (1)

Аэропорты (1)

Магазины и рынки

Рынки (1)

Магазины и ТРЦ (4)

Другое

Визовые центры (1)

А также

Путеводитель по Калининграду

Погода

Источник: tourister.ru

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ