«Боги хотели прославить то, что они создали, и в последний день из слез, звезд и дыхания моря сотворили Хорватию», — сказал 100 лет назад Бернард Шоу. А месяц назад Бернард Страуб сначала ничего не сказал. Просто молча вынес бутылку ракии, затем свежую уху и ароматный кофе. А после первой рюмки заметил, что со времен войны 1992 года у него остались автомат Калашникова, винтовка М-16 и пулемет Томпсона. Возможно, это была шутка, но мы были одни в поселке Заглав на Дугом острове, и поэтому поверили «нашему» Бернарду. Отличительная особенность хорватов — шутить, не улыбаясь. Первый раз напрягает — не понимаешь, а потом привыкаешь и даже начинаешь отпускать остроты в местном стиле.
Несмотря на некую суровость во внешнем облике, хорваты дружелюбны; но больше всего они любят себя самих и свою Хорватию. На каждом празднике — обилие национальных флагов и только хорватские песни. «Мы встряли в какую-то свадьбу — перед нами машин 30 и обогнать их не можем», — звонит мне мой товарищ, которого я с нетерпением жду на перекрестке. «Опаздываешь, так хоть не сочиняй», — в сердцах ругаю я его и с изумлением начинаю считать появившиеся на дороге гудящие машины: 20, 30, 40, 50! Пятьдесят машин и изо всех окон молодежь размахивает белосине-красными флагами. Каждое застолье здесь перерастает в дружное песнопение, а поют все на удивление хорошо и слова знают до конца, а не только первые куплеты. «Когда меня видят с микрофоном, сразу ждут, что я буду петь», — как-то заявил на международном приеме директор Хорватского туристического сообщества Нико Булич. И, чтобы не разочаровать присутствующих, спел, а уж потом начал официальную речь.
И на вечеринках, и в работе среди хорватов отсутствует пафос: здесь все демократично и практически все равны. «До свидания!», — попрощалась после вечеринки Елка Тепшич, директор туристического офиса Дубровника, вышла из автобуса и пересела на рейсовый катерок, на котором и уплыла домой. А где же служебный «Мерседес»? Хорваты очень демократичны: может быть потому, что живут среди европейцев, а может, потому что их всего пять миллионов и меряться статусами им не нужно. Большинство хорватов — мужчин и женщин — выше среднего роста. Поэтому иногда на улице чувствуешь себя среди прохожих, словно ты попал в компанию баскетболистов. Высокие и темноволосые, хорваты похожи одновременно и на украинцев, и на турков, и на итальянцев. И не случайно. 1100 лет назад предки нынешних хорватов жили в наших Карпатах, а затем, вытесняемые восточными племенами, постепенно продвигались к Адриатическому морю. Теперь мы понимаем, что правильно делали.
Еще 400 лет провели они в составе Венецианской республики, а потом в здешних краях господствовала Османская империя — отсюда и черные, как смоль, волосы. Когда попадаешь в Хорватию впервые, улавливаешь, что там говорят на каком-то очень знакомом языке: кажется, вот-вот — и станешь понимать практически все. И действительно, по утверждению филологов, хорватский язык является самым близким к украинскому; ближе, чем русский или польский. «Молим» — пожалуйста, «хвала» — спасибо, «газда» — хозяин, «власник» — владелец. И еще сотни похожих слов. И это очень важно для украинских туристов — языковой барьер отсутствует напрочь (ведь обычно знания иностранных языков наших сограждан оцениваются как «читаю со словарем»).
Мой московский коллега возмущался, что ему на третий день пребывания в Хорватии стало скучно: боулинга нет, стриптиза нет. «Даже деньги не на что потратить», — жаловался он. Хорват, принимающий нас, буквально вскипел: «Посмотри, какая природа, леса, горы, море! Да в море вода такая, что ее пить можно! Где ты такое в своей загазованной Москве увидишь?!» Пить морскую воду, конечно, не стоит, но то, что она необыкновенно чистая — это правда. Из местной морской воды даже лекарственный препарат делают — «Аквамарис» — для промывания носоглотки. И стоит он у нас недешево. А море — совершенно бесплатно. И буквально, и в переносном смысле. В Хорватии нет частных пляжей, доступ к береговой линии есть и у местных, и у туристов. А еще Адриатическое море у побережья Хорватии считается самым прозрачным в Средиземноморском бассейне — почти 50 метров.(Прозрачность воды определяется по глубине исчезновения из вида плоского диска белой окраски. Его опускают на такую глубину, чтобы он полностью исчез из виду, эта глубина и считается показателем прозрачности.) Причина необычайной прозрачности хорватских вод — в практическом отсутствии песчаных и илистых берегов. Везде только скалы и галька. Так что если вы рассчитываете понежиться на хорватском песочке — то его нужно хорошо поискать.
Из года в год морские пляжи Хорватии получают «Голубые флаги» — за чистоту воды. Этому способствует современное коммунальное хозяйство — сточные воды не попадают в прибрежную зону. У Адриатического моря есть еще одна привлекательная особенность — в нем «живут» острова. Хорватия — островная страна: у нее 1244 острова и островков. И лишь 50 из этой тысячи заселены людьми. Самые большие — Крк, Хвар, Брач, Дугий Оток, Паг, Црес, Раб, Корчула. Жизнь на этих клочках суши ничем не отличается от материковой. Вот только взяв напрокат автомобиль или скутер и выехав из точки А, вы непременно в эту точку и вернетесь — остров все-таки. Все острова и суша связаны между собой хорошо развитым паромным сообщением под названием Jadrolinija. (Адриатическая линия — «Ядранское море» — Адриатическое море). Морские просторы сутки напролет бороздят 36 паромов и 8 быстроходных катамаранов. К примеру, переправа от города Сплита на остров Хвар (45–50 км) будет стоить 53 евро за легковую машину и 15 евро за человека (если вы желаете сидеть на палубе). Размещение в каюте обойдется от 29 до 87 евро. Паромы ходят круглый год, лишь зимой, когда в этих краях царствуют жестокие шторма, рейс могут отложить.
Побережье Хорватии состоит из нескольких областей. Самая крупная — Далмация. Она тянется от южной оконечности страны до острова Паг, далее — Лика, затем — Кварнер и полуостров Истра, который граничит со Словенией. Из четырех областей наименее заселенная на побережье — Лика. Причина — в рельефе: Велебитские горы подступают вплотную к морю. В остальных трех туризм процветает везде. И на материке, и на островах есть как маленькие поселки, так и крупные, а также старинные города. Номер один, безусловно, — Дубровник, который находится на самом юге Хорватии (южная Далмация). Но и остальные «грады» не менее интересны. Сплит, старинное римское поселение, расположившееся в уютном заливе, защищенном от ветров Мосорскими горами, — сейчас второй по величине город в Хорватии. Современная набережная с отполированным ногами бетонным тротуаром мирно уживается с мраморным древнеримским дворцом Диклеотиана. Он был построен в 305 году нашей эры и, по сути, являлся небольшим городом. За полторы тысячи лет дворец интенсивно достраивался и сейчас является центром старого города Сплита.
365 дней в году хозяева дворца — туристы. Они здесь ходят, сидят и даже лежат: в Сплите очень чисто. В городе проходит множество фестивалей, и встретить девушку в средневековом одеянии или юношу — «древнеримского» легионера — можно на каждом шагу. Недалеко от Сплита — в городе Трогир — расположен один из самых крупных хорватских международных аэропортов. За год он принимает более миллиона туристов. На островах также есть красивые города. На Хваре — одноименный город Хвар, считающийся самым солнечным городом Адриатики (светило «работает» здесь 349 дней в году). На центральной площади города стоит необыкновенный запах: морской воздух смешивается с ароматом лаванды. Островитяне издавна выращивают эту траву, сушат ее, а затем набивают ею подушечки и продают туристам. А еще здесь можно купить скатерть, изготовленную из… агавы. Это растение родом из Америки было завезено в Хорватию давно и теперь произрастает на Хваре в огромном количестве. В средневековье хварцы освоили изготовление ткани из волокон агавы, и теперь это неплохой бизнес.
На острове Корчула также есть одноименный город — Корчула. Все как обычно — крепостная стена, ратуша, узкие улочки, зажатые пятисотлетними домами. Но есть одна изюминка — в Корчуле родился путешественник Марко Поло. Его дом не сохранился, но улица осталась. И теперь знаменитый венецианец «трудится» на благо своего родного города: здесь продают футболки, значки, чашки, магниты и еще сотню наименований с брендом «Марко Поло». А в городе Задаре (на севере Далмации) вы можете послушать орган. Но не в костеле, и не в филармонии. Десятки труб разного диаметра вмонтированы в набережную и с каждой волной «выдают» музыку моря. Больше волнения — громче звуки и шире диапазон. А в сочетании с великолепным закатом морская музыка заставляет задуматься о смысле жизни. Правда, сразу находится ответ — ч т о б ы ездить в Хорватию.
Василий Биленко
Источник: tourister.ru